Инновационные методики воспитания

[ A+ ] /[ A- ]

Реализация инновационных методик повышения гражданской активности студентов через внедрение историко-краеведческих и музейно-педагогических технологий патриотического воспитания, в том числе с привлечением участников СВО и поддержке своими профессиональными навыками специальной военной операции

Исходные теоретические положения, на которых строится проект

        Одним из важнейших условий развития современного общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

        Проблема формирования гражданской компетенции у молодёжи является равно как социальной, так и политической, ведь условием функционирования гражданского общества является наличие людей, способных конструктивно взаимодействовать с другими силами общества во имя общих целей, интересов, ценностей, а также готовых подчинять свои частные интересы и способы их достижения общему благу.

        Низкий уровень гражданской компетенции провоцирует противостояние государства и общества, взаимное недоверие, риски радикализации общественных настроений, принятие непродуманных управленческих решений, распространение коррупционных практик. Для молодежи гражданская компетенция означает важную часть общей активной жизненной позиции, включая уверенность в завтрашнем дне, успешность в различных сферах деятельности, удовлетворенность жизнью в целом.

        Для решения этих проблем необходимо совершенствовать содержание, формы и методы гражданского образования и воспитания молодёжи. Важно уделять внимание углублению и систематизации гражданских знаний, побуждать студентов к принятию демократических ценностей в качестве мотивов поведения, формировать готовность к социально значимой деятельности.

        В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношей в деятельности детских общественных объединений и организаций.
        Волонтерская (добровольческая) деятельность является ярким примером общественно полезной деятельности (или морального поведения). Эта деятельность предполагает достаточную активизацию индивидуальной нравственной позиции личности, при этом ее осуществление носит коллективный характер ответственности за совершенное действие. Волонтерская деятельность позволяет сохранить ориентацию педагогической деятельности на формирование морального (общественно ориентированного) образа поведения, то есть адаптационных механизмов существования человека, и в то же время – реализовать потребность личности в неадаптивных актах нравственной деятельности, которые позволяют ей перейти на ступень преобразования существующей общественной реальности.

        Важно отметить, что именно общественно-полезная деятельность в наибольшей степени удовлетворяет доминирующую для молодёжи потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Удовлетворяя эти потребности, молодые люди вырабатывают взгляды на различные явления природы и общества, усваивают социальные ценности, мораль, правила поведения. Именно с общественно-полезной деятельностью связаны резервы воспитания студентов как граждан.

        Следует иметь ввиду, что эффективность процесса формирования гражданской компетентности у обучаемых зависит не от содержания учебной дисциплины, а от правильности подбора методов обучения и воспитания. К таким методам следует отнести убеждение и разъяснение, положительный пример (демонстрация положительной модели поведения), проблемные ситуации и ситуации достижения успеха, анализ конфликтов, моделей, стилей поведения и принятия решений, демократический диалог и состязательность, педагогический менеджмент, ролевые игры, педагогическое управление лидером и культивирование авторитета, методику коллективных творческих дел, традиций, средств народной педагогики.

        По мнению ряда исследователей в области педагогической науки, в процессе формирования гражданской компетентности крайне важно использовать метод беседы. Беседа о гражданственности – это разговор коллектива идейных единомышленников. Главная цель беседы – вызвать у молодежи увлечение, которое нужно превратить в стремление и подвести к мыслям, что главное в жизни – оставить после себя след на земле – извечная мечта настоящего человека.

       Особую роль в процессе формирования гражданской компетентности также играет гражданская деятельность (природоохранного, экономического, правового, политического, патриотического и т.д. характера). Гражданская компетентность предполагает не только наличие определённой жизненной позиции, но и внутреннюю готовность к её реализации и может в полной мере проявиться только в реальной жизненной ситуации. Молодые люди, включаясь в различные виды гражданской деятельности, расширяют сферу общения, возможности усвоения социальных ценностей, формируют нравственные качества личности.

       Именно активные и интерактивные методы создают необходимые условия как для становления и совершенствования компетентностей через включение молодёжи в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для осознания и принятия ими гражданских ценностей, для накопления опыта гражданской деятельности.

       Таким образом, современные социально-экономические преобразования, связанные с демократизацией общественной жизни и становлением институтов гражданского общества, требуют формирования активных, компетентных граждан, эффективно участвующих в демократическом процессе. Следовательно, в процессе становления гражданской компетентности необходимо делать акцент на развитии таких качеств личности, которые характеризуют её, прежде всего, как единицу гражданского общества – гражданина, обладающего самостоятельностью, инициативностью, умением отстаивать собственное мнение, потребностью в социально значимой гражданской деятельности, умением работать в группе.

Технологическое обеспечение проекта (программы)

Год реализации

Описание технологического обеспечения

2025

Программы: – MS Office – офис; – Movavi Video Editor – программа монтажа; – Audacity – программа для аудиозаписи; – GIMP – фоторедактор

2026

Программы: – MS Office – офис; – Movavi Video Editor – программа монтажа; – Audacity – программа для аудиозаписи; – GIMP – фоторедактор

Организационное обеспечение проекта (программы)

Год реализации

Описание организационного обеспечения

2025

Организация занятости обучающихся в учебных объединениях социально-гуманитарной, туристско-краеведческой, художественной, физкультурно-спортивной направленности. Участие обучающихся в реализации инновационных проектов патриотической направленности, в том числе в работе музея “История Донского края” и экспозиции “Зал Боевой Славы” Гуковского строительного техникума. Организация встреч с участниками СВО в формате открытого диалога “Разговор с отважным”; сбор и отправка гуманитарных грузов в поддержку специальной военной операции. Охват 100% участников образовательного процесса.

2025

Организация и проведение педагогической конференции: «Система патриотического воспитания: от истории к будущему». Преподавателями техникума представляются доклады и презентационные материалы, посвящённые актуальным вопросам организации и осуществления воспитательной работы техникума в урочное время и во внеаудиторной деятельности. Тематика докладов должна охватывать важнейшие аспекты гражданско-патриотического воспитания обучающихся, наиболее эффективные и результативные практики.

2025

Научно-практическая конференция НИЛ-2025 “Всё для Победы”. Студенты подготовили доклады о событиях 80-летней давности, освещая вопросы исторической и современной военной топографии, питания, физической подготовки в годы войны. Рассказывали о непростом пути советских граждан в попытках восстановления подорванного народного хозяйства и конкретно жилищно-коммунальной сферы. Также прозвучали истории людей переживших войну, и, сохранивших память о ней для будущих поколений.

2026

Организация занятости обучающихся в учебных объединениях социально-гуманитарной, туристско-краеведческой, художественной, физкультурно-спортивной направленности. Участие обучающихся в реализации инновационных проектов патриотической направленности, в том числе в работе музея “История Донского края” и экспозиции “Зал Боевой Славы” Гуковского строительного техникума. Организация встреч с участниками СВО в формате открытого диалога “Разговор с отважным”; сбор и отправка гуманитарных грузов в поддержку специальной военной операции. Охват 100% участников образовательного процесса

Финансовое обеспечение реализации проекта (программы)

Год реализации

Источник финансирования реализации проекта (программы) и объем финансирования, тыс. рублей

2025

Финансирование не предусмотрено. Реализация проекта будет осуществлена за счёт интеграции средств, условий и ресурсов организации, а также в рамках основной деятельности.

2026

Финансирование не предусмотрено. Реализация проекта будет осуществлена за счёт интеграции средств, условий и ресурсов организации, а также в рамках основной деятельности.

Материально-техническое обеспечение проекта (программы)

Год реализации

Наименование материально-технической базы

Описание материально-технической базы

2025

Конференц-зал техникума

Интерактивная доска, мультимедийная система, конференционная радиосистема, ноутбуки, компьютеры, мультимедийный проектор, петличный микрофон, веб-камера с микрофоном.

2026

Конференц-зал техникума

Интерактивная доска, мультимедийная система, конференционная радиосистема, ноутбуки, компьютеры, мультимедийный проектор, петличный микрофон, веб-камера с микрофоном.

2025

Музей “История Донского края” Гуковского строительного техникума

Экспонаты музея, наглядные пособия, стенды, картины

2026

Музей “История Донского края” Гуковского строительного техникума

Экспонаты музея, наглядные пособия, стенды, картины

2025

Экспозиция “Зал Боевой Славы” Гуковского строительного техникума

Экспонаты, наглядные пособия, стенды, картины

2026

Экспозиция “Зал Боевой Славы” Гуковского строительного техникума

Экспонаты, наглядные пособия, стенды, картины

Кадровое обеспечение реализации проекта (программы)

ФИО специалиста

Место работы, должность, ученая степень, ученое звание специалиста (при наличии)

Опыт работы специалиста в международных, федеральных и региональных проектах

Функции специалиста в рамках реализации проекта (программы)

1

Енгоян Эрнест Юрьевич

ГБПОУ РО “Гуковский строительный техникум”, преподаватель, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Федеральный проект “Навигаторы детства” – с мая 2025 года.

Руководитель проекта, руководитель творческого объединения “Вокруг света”, руководитель музея “История Донского края” и экспозиции “Зал Боевой Славы” Гуковского строительного техникума

2

Гуцаленко Светлана Павловна

Преподаватель, руководитель творческого объединения «В мире математической логики»

2023 год: Президентская платформа «Россия – страна возможностей». Профессиональный конкурс «Флагманы образования» – участник, выход в региональный полуфинал; Интернет-издание Профобразование Всероссийский конкурсно-образовательный марафон успешных практик наставничества «Наставник-мастер своего дела», номинация творческая работа «Наставник нашего времени» – Интернет-издание Профобразование – диплом 1 место; Федеральный проект АНО «Национальное агентство развития квалификаций» «Компетенции XXI века» – Координатор от ГБПОУ РО ГСТ; Международная олимпиада в сфере информационных технологий «ІТ-Планета 2022/23» – Координатор от учебного заведения, наставник. 2024: Всероссийский конкурс «Большая перемена» в рамках национального проекта «Образование» платформы «Россия — страна возможностей» – наставник; Президентская платформа «Россия – страна возможностей». Профессиональный конкурс «Флагманы образования» – участник; Федеральный проект АНО «Национальное агентство развития квалификаций» «Компетенции XXI века» – Координатор от ГБПОУ РО ГСТ; Международная олимпиада в сфере информационных технологий «ІТ-Планета 2023/24» – Координатор от учебного заведения, наставник; Всероссийский ежегодный образовательно-развлекательный флешмоба по математике «MathCat» – Координатор от учебного заведения. 2025: Федеральная инновационная площадка Минобрнауки России «Единыйурок.рф» по направлениям «Профессиональное выгорание работников образования», «Образ жизни подростков в сети «Интернет» – Эксперт; Федеральный проект АНО «Национальное агентство развития квалификаций» «Компетенции XXI века» – Координатор, руководитель эксперт от ГБПОУ РО ГСТ; Международная олимпиада в сфере информационных технологий «ІТ-Планета 2024/25» – Координатор от учебного заведения, наставник; Всероссийский ежегодный образовательно-развлекательный флешмоба по математике «MathCat» – Координатор от учебного заведения.

Экпертиза и разработка проектов

Информация о прогнозируемых результатах проекта (программы)

№ п/п

Этап программы

Прогнозируемый результат по этапу программы

Востребованность и обоснованность

1

Подготовительный

Выработка календарного плана воспитательной работы с применением инновационных методик

Востребованность педагогическими работниками в качестве эффективного инструмента ведения урочной и внеурочной деятельности

2

Основной

Активизация гражданской активности обучающихся техникума через участие в мероприятиях патриотического характера, в том числе гуманитарных и добровольческих акциях в поддержку специальной военной операции, живое общение с участниками СВО и знакомство с историей родного края через музейно-педагогическую и историко-краеведческую работу.

100 % вовлечённость обучающихся всех курсов и специальностей

Информация о возможности масштабирования и тиражирования результатов проекта

№ п/п

Наименование мероприятия (мастер классов, стажировочных площадок, семинаров и т.д.)

Тип мероприятия

Содержание мероприятия

Целевая аудитория мероприятия

1

Разговор с отважным

Цикл мероприятий

Встреча обучающихся учебного заведения с участников специальной военной операции в форме доверительной беседы. По завершении встречи – совместное фото и вручение почётному гостю обучающимися техникума памятных подарков, сделанных собственноручно.

Обучающиеся техникума, школьники старших классов

2

Урок в музее

Цикл мероприятий

Проведение тематических лекций и патриотических акций в музейном пространстве учебного заведения, участие обучающихся в сборе и сохранении музейных экспонатов. Приглашение в музейное пространство почётных гостей, в том числе участников СВО.

Обучающиеся техникума, школьники старших классов